РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЫКЛ. ВКЛ.

ЦВЕТ САЙТА Ц Ц Ц

ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги.
А.С. Макаренко

Приемы педагогической работы по воспитанию выразительности речи у детей.

Приемы педагогической работы

по воспитанию выразительности речи у детей.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые усиливают действенность высказывания, поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, влияют на их чувства и воображение.

Для чего нужно работать над выразительностью речи? Работа над выразительностью речи — комплексная работа. Если родители и воспитатели детского сада во всех возрастных группах работают над развитием выразительности речи у дошкольников, это в значительной мере подготавливает ребенка к выразительному чтению и письму в младших классах школы. Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Из каких компонентов состоит интонационная выразительность?

— мелодика (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

— темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

— ритм (чередование ударных слогов);

— тембр (эмоциональная окраска голоса);

— логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова).

Многие взрослые сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. Какие основные проблемы у детей существуют? Как показывают результаты диагностики, дети испытывают трудности в умении говорить шепотом, переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише), выделять голосом нужное слово, повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении, передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

Для эффективной работы по развитию выразительности речи необходимо провести тщательную диагностику по методике Лазаренко О.И «Диагностика выразительных средств речи дошкольников», в ходе которой определяется:

– умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;

– умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;

– возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;

– умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;

– возможность выделять ударный слог в слове;

– способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);

– умение делать логическое ударение во фразе.

В большинстве случаев проблемы связаны с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия выразительной речи, затем — навыки ее использования.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз взрослый читает текст невыразительно, второй раз — с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.

Игры и упражнения для формирования интонационной выразительности речи

1 Этап. Формирование навыка восприятия выразительной речи

«Дирижеры».

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов или фразы с понижением основного тона (ориентируясь на возраст детей). Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

«Волшебная линия».

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, — по количеству детей.

Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

«Составь схему».

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, — по количеству детей.

Описание. Взрослый произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.

«Точка».

(игра проводится со старшими дошкольниками на занятиях по подготовке к обучению грамоте)

Цель. Знакомство со знаком препинания — точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.

Материал. Листы бумаги в клетку, фломастеры — по количеству детей.

Описание. Взрослый объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: «Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо» (С. Маршак).

Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.

«Восклицательный знак».

Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.

Материал. Карточки с изображением восклицательного знака — по количеству детей.

Описание. Взрослый знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:

Чудак — восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Затем произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки. «На опушке». Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

«Вопросительный знак»

Цель. Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.

1-й вариант.

Материал. Карточки с изображением вопросительного знака.

Описание. Взрослый произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.

2-й вариант.

Описание. Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.

«Вопрос-ответ»

Цель.  учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака — по количеству детей.

Описание. Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга — «точки», другая — «вопросительные знаки». Когда взрослый произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, — дети с эмблемами точки.

Например: «Кошка поймала мышку?» -«Кошка поймала мышку».

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа

«Карусели».

Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Обруч

Описание. Дети, держась одной рукой за обруч, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

(в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

 «Барабанщик».

Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый взрослым в речи.

Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих коленках отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра

«Угадай-ка».

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Взрослый произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы, либо показывают смайлик с эмоцией.

«Найди важное слово».

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

Описание. Взрослый произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Например:»Девочка играет в саду с куклой». Дети называют слово-носитель логического ударения (каждый раз оно разное).

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда).

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу).

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).

Игры-упражнения для второго этапа работы.

 «Почемучки».

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал. Сюжетные картинки.

Взрослый говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» — будут задавать вопросы, а он — отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например, «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.

 «Просьба».

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

По образцу взрослого дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д.

 «Расскажи по-разному».

Очень интересная, увлекательная игра, позволяющая детям научиться владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.

В этой игре можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую ваши дети выучили наизусть.  Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании. «Весело — грустно, медленно — быстро, громко — тихо». Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой — медленно.

Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку).

«Чей домик?».

Цель: отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

 «Эхо».

Цель игры: развитие силы голоса, координация речи и движения, развитие памяти и внимания. Дети делятся на две команды, стоящие напротив друг друга. Одна говорит:

Мы в лес пойдем, ребят громко позовем: «Ау-ау-ау».
Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Другая команда повторяет: «Ау-ау-ау» сначала громко, потом тише и шепотом.

Игра «Кот и мыши».

Цель: совершенствование навыка пользования громким и тихим голосом, координация речи и движения. Ребенок-«кот» сидит в центре, остальные дети идут по кругу, произнося тихим голосом, прижав указательный палец к губам:

Тише, мыши. Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.

Дети останавливаются, смотрят на кота и громко, грозя пальцем говорят:

Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!

Ребенок-«кот» громко мяукает и бежит за детьми. Пойманный ребенок становится котом.

Игра «Большой – маленький».

Цель: развитие высоты голоса, правильное употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением, развитие эмоциональной выразительности речи. Мишка и мышка пришли в огород (в сад, в лес и др.) Мишка собирал большие овощи, мышка – маленькие, а потом они хвастались:
– У меня картошка, – говорил Мишка низким, грубым голосом.
– А у меня – картошечка, – говорила Мышка высоким, тоненьким голосочком.
У меня лук. – А у меня – лучок.
У меня укроп. – А у меня – укропчик.
У меня чеснок. – А у меня – чесночок.
Эту игру можно проводить на любом лексическом материале (посуда, продукты питания, одежда, мебель, школьные принадлежности и др.) Соответственно игры будут называться «В магазине», «В школе», «Повара» и др.

Список литературы

  1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, канд. пед. наук. — М.: Просвещение, 2005.
  2. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. — М.: АСТ.2008.
  3. Нищева Н. В. Веселые диалоги для развития выразительности речи детей с 2 до 8 лет / Н.В. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2014.




Яндекс.Погода

Полезные ссылки

Федеральный портал «Российское образование»

Официальный Портал органов государственной власти Тюменской области